-->
«Газпром нефть» начала переговоры о создании ряда СП по добыче нефти в России с Shell, Total, Statoil и Chevron, чтобы в перспективе получить активы за рубежом. По одному из СП (по данным Ъ, с Chevron) переговоры уже вошли в финальную стадию. Одновременно дочерняя структура «Газпрома» включилась в борьбу «Роснефти» и ЛУКОЙЛа за перерабатывающие мощности в Европе и на Ближнем Востоке.
Как сообщил Ъ вице-президент «Газпром нефти» Ревал Мухаметзянов, компания «рассматривает множество предложений о совместной работе в области геологоразведки и добычи нефти за рубежом» (в арабских странах, Африке и Казахстане). Взамен иностранцам предлагается совместная работа в традиционных регионах деятельности «Газпром нефти» – Ямало-Ненецком АО, Ханты-Мансийском АО и Томской области. Сейчас у «Газпром нефти» нет зарубежных активов. Единственным приобретением компании за пределами России является покупка летом у НК «Альянс» розничной сети из 77 АЗС в Киргизии. Она занимает около 30% розничного рынка страны и 70% в Бишкеке.
Господин Мухаметзянов уточнил, что переговоры ведутся с французской Total, англо-голландской Shell, норвежской Statoil и американской Chevron. «Газпром нефть» уже, по словам ее топ-менеджера, «вышла на финальную стадию создания совместного предприятия с одной из западных компаний». «Мы собираемся вместе проводить геологоразведочные работы в России,– пояснил Ъ господин Мухаметзянов.– Это позволит нам разделить риски. Пока речь идет только о сухопутных месторождениях».
В Chevron не подтвердили и не опровергли факт переговоров с «Газпром нефтью», отметив, что «Chevron тесно сотрудничала с ‘Газпромом’ в рамках Штокмановского проекта». «За это время стороны смогли достойно оценить технические возможности друг друга, поэтому стремление изыскивать различные варианты сотрудничества с ‘Газпромом’ и ‘Газпром нефтью’ представляется совершенно естественным»,– пояснили в Chevron. Источник Ъ, знакомый с ситуацией, утверждает, что именно переговоры с Chevron вошли в финальную стадию. В Shell Ъ сообщили, что компания «постоянно ведет переговоры с российскими партнерами о возможности осуществления совместных проектов», отказавшись уточнить детали. В Statoil и Total от комментариев отказались. Однако две недели назад старший вице-президент Total Менно Грувель говорил, что помимо Штокмановского месторождения компания «заинтересована в других проектах в нефтегазовой отрасли России».
Аналитик FIM Securities Дмитрий Царегородцев считает, что опыт иностранцев в геологоразведке вряд ли нужен «Газпром нефти» в России, поскольку ее специалисты знакомы с этим вопросом лучше, а затраты на подобные проекты «не так уж велики». Однако аналитик МДМ-банка Андрей Громадин отмечает, что подобное сотрудничество «позволит ‘Газпром нефти’ укрепить отношения с иностранными партнерами». «Кроме того, ‘Газпром нефть’ работает на шельфе Чукотки и Сахалина, а в реализации шельфовых проектов иностранцы действительно ушли вперед»,– добавляет аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. Он также напоминает, что «иностранцев, как показал пример Штокмана, никто не собирается пускать в России в крупные проекты». «Через партнерство с ‘Газпром нефтью’ они смогут получить хоть какие-то активы»,– полагает господин Мангилев.
Между тем, по данным Ъ, этими переговорами зарубежные интересы «Газпром нефти» не ограничиваются. По словам собеседника Ъ в компании, она «заинтересована в приобретении активов по переработке нефти за рубежом и изучает возможности покупки как контрольных, так и менее значительных долей в ряде НПЗ в Сербии, Испании и Иордании».
Единственный иорданский НПЗ расположен в городе Эз-Зарка. В 2005 году он переработал 4,5 млн т нефти. Завод принадлежит Jordan Petroleum Refinery Co. (JPRC, 60% акций – в свободном обращении, у государства миноритарный пакет). С 2005 года JPRC ищет инвестора для выкупа негосударственных пакетов. НПЗ интересуются Северо-Западная нефтяная группа и, по неофициальной информации, «Татнефть». Выкуп только free float может обойтись в $360 млн.
В Сербии 5 октября началась частичная приватизация сербской госмонополии Nafta Industrija Srbije (NIS), одним из подразделений которой является NIS-Petrol, отвечающая за переработку и сбыт. Ей принадлежат НПЗ в Панчево и Нови-Саде суммарной мощностью 7,3 млн т и две сети АЗС (72% оптового и розничного рынка). Приватизация пройдет в два этапа. Стратегическому инвестору будет продано 25% акций (правительство хочет получить около $300 млн), а впоследствии ему передадут еще 12,5% акций в обмен на инвестиции в деятельность предприятия в размере $250 млн из его будущей прибыли в течение трех лет. Свой интерес к сербской компании подтвердили ЛУКОЙЛ, OMV, MOL.
В Испании – девять НПЗ, пять из которых принадлежат Repsol YPF. В Repsol Ъ сказали, что не объявляли о продаже НПЗ или долей в них. Но 5 октября «Газпром» и Repsol подписали меморандум по сотрудничеству в нефтегазовых проектах, в том числе на территории Европы. Вторым крупным владельцем испанских НПЗ является Total, которой принадлежит 45,3% в СП с испанским инвестбанком Banco Santander – Cepsa, которое владеет тремя НПЗ в стране, а также 22,6% еще в одном испанском НПЗ в Таррагоне.
Нефтепродукты на eOil.ru
|